Массаж для недоношенных детей

Массаж для недоношенных детей

Массаж для недоношенных детей

Недоношенные дети, имеющие при рождении массу до 15UO г, в течение первых 2 лет жизни отстают в психомоторном развитии от своих ровесников на 2-3 месяца, дети с массой 1500-2000 г — на 1-1,5 месяца, а малыши с массой 2000-2500 г уже ко второму году догоняют своих сверстников.

У недоношенных детей значительно чаще, чем у доношенных, наблюдаются поражения центральной нервной системы, тяжелой формой которого является детский церебральный паралич. У детей с массой тела ниже 1200 г вследствие недоразвития сетчатки глаза имеется предрасположенность к развитию РЛФ.

В первые месяцы жизни у недоношенных детей могут отмечаться понижение общего тонуса мышц, вялость, малоподвижность, слабо выраженные безусловные рефлексы или полное их отсутствие.

У некоторых детей в возрасте 2-3 месяцев начинают преобладать процессы возбуждения: нарушение сна (ребенок плохо засыпает, часто просыпается по ночам), повышение общего тонуса мышц, значительная двигательная активность.

В связи с пониженной сопротивляемостью организма большинство недоношенных детей более подвержены острым респираторным вирусным инфекциям. У них чаще развиваются осложнения.

На первом году жизни организм ребенка обладает большими потенциальными возможностями к восстановлению поврежденных или задержанных в своем развитии функций органов и систем. Этому во многом способствуют индивидуальные развивающие и укрепляющие занятия, включающие в себя игры, гимнастику, массаж и т. д. У недоношенных детей, с которыми занимаются гимнастикой и массажем, в 2-3 раза реже возникают респираторные вирусные инфекции, быстрее нормализуется мышечный тонус, улучшается эмоциональное состояние — дети раньше начинают улыбаться, следить за движущимися предметами и т. д.

Методика проведения массажа и гимнастики для недоношенного ребенка

Методика массажа и гимнастики для недоношенных детей разработана с учетом их физиологических особенностей: несовершенства дыхательной функции, низких адаптационных возможностей в меняющихся условиях внешней среды (несовершенство обменных процессов, терморегуляции), недоразвитости нервно-мышечного аппарата.

Она включает в себя приемы классического, точечного массажа и гимнастику. Эти методы могут применяться одновременно или последовательно (поочередно). Ребенку 1 месяц — щадящий массаж: поглаживание. 1,5-2 месяца — массаж должен сочетаться с гимнастикой, способствующей формированию двигательных навыков.

3-4 месяца — заставлять малыша поворачиваться на бок: сначала на один, потом на другой. 4-5 месяцев — приучать малыша сознательно тянуться к игрушкам и брать их в руки. 5-6 месяцев — побуждать малыша к активному ползанию. 7-8 месяцев — побуждать (не заставлять насильно!) малыша сидеть или стоять.

Упражнения в положении сидя можно делать только в том случае, если ребенок прямо держит спину. 9-10 месяцев — вставание к барьеру. 11 месяцев — переступание вдоль барьера. 12-13 месяцев — обучение самостоятельной ходьбе.

Занятия гимнастикой, направленной на развитие двигательных навыков, у детей, родившихся с массой менее 1750 г, должны начинаться в 2,5 месяца, а у детей с массой более 1750 г — на 1-1,5 месяца раньше. На втором году жизни недоношенный ребенок может выполнять такие же физические упражнения, как и его доношенные ровесники.

Каждому упражнению должен предшествовать массаж соответствующего участка тела. Так, прежде чем выполнять движения руками или ногами, их следует предварительно помассировать.

Требования к проведению массажа и гимнастики

Начинать занятия надо за 30 мин до кормления или через 45-60 мин после него. Нельзя проводить массаж и гимнастику перед сном. Гимнастикой нужно заниматься ежедневно, в одно и то же удобное для семьи время. Весь комплекс физических упражнений необходимо повторять 2-3 раза в день, в некоторых случаях — 4-6 раз.

Продолжительность каждого занятия не должна превышать 5 минут. Комната должна быть хорошо проветренной, температура воздуха —20-24 градусов С. Начинать гимнастику надо с упражнений, основанных на врожденных рефлексах новорожденного.

Недоношенные дети в силу физиологических особенностей быстрее устают и охлаждаются, поэтому в самом начале занятий гимнастикой весь комплекс упражнений можно проводить в два этапа. Упражнения надо выполнять в определенной последовательности, меняя работающие группы мышц.

Занятия гимнастикой необходимо начинать с дыхательных упражнений и проводить их регулярно в течение всей процедуры. На первых занятиях не следует полностью раздевать ребенка. Так, выполняя упражнения для мышц рук, нижнюю половину тела малыша можно прикрыть пеленкой или не снимать распашонку, проводя гимнастику для ног.

В комнате для занятий по возможности нужно исключить отвлекающие моменты: разговоры, нахождение в комнате посторонних, громкую музыку. Из игрушек оставить только те, которые будут использоваться при выполнении упражнений. Все внимание взрослого, проводящего занятие, должно быть сосредоточено на ребенке.

Упражнения следует сопровождать спокойной и негромкой беседой с ним. Правильное выполнение упражнений следует поощрять улыбкой, ласковыми словами. Каждое занятие должно включать в себя элементы, способствующие развитию зрительных и слуховых реакций ребенка.

С 3-4-месячного возраста его надо приучать к речевым указаниям, типа “возьми кольцо”, а с 8-9 месяцев вырабатывать самостоятельное выполнение отдельных упражнений по команде взрослого.

Увеличивать физическую нагрузку следует постепенно на протяжении длительного времени, учитывая при этом индивидуальную реакцию ребенка.

Величину нагрузки можно регулировать продолжительностью занятий, количеством повторов каждого упражнения, темпом, размахом движений, степенью сложности упражнений, чередованием их с паузами отдыха или с дыхательными упражнениями. При малейшем проявлении утомления нагрузка должна быть незамедлительно уменьшена. Показанием к увеличению нагрузки, расширению комплекса, переходу к более сложным упражнениям помимо возраста ребенка, является его положительная реакция на проводимые упражнения: спокойное поведение, гуление, розовая окраска кожи, теплые конечности.

Источник: «Большая энциклопедия массажа»

(1 , 1.0 из 5 оценок) АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА В детском массаже используются практически те же самые приемы что и в классическом массаже, но выполняются они очень мягко и нежно. Не все приемы классического массажа (особенно многие приемы… Здоровье Причастие детей Как Причащать деток? Во что одеть? Кормить или не кормить? Зачем необходимо Причащать деток? На эти и другие вопросы – Вы найдете ответы в этой статье. Здоровье Спасаемся от бронхиальной астмы Малышам-астматикам необходимо избегать больших физических нагрузок но это не значит, что нужно делать из нормального ребенка инвалида: постоянно одергивать его, не разрешать двигаться… Наоборот,… Здоровье

Источник: http://detskaya.com.ua/massazh_dlya_nedonoshennyh_detej/

Массаж недоношенному ребёнку

Массаж для недоношенных детей

  • Пациент: В.
  • Пол: женский.
  • Возраст: 4 месяца.
  • Диагноз, жалобы: недоношенность, ребёнок родился на 5 месяце вынашивания, дисплазия легочной ткани, быстрая утомляемость.

Первый курс массажа проводится в возрасте 4-месяцев от рождения, ребёнок слабый, сложности с дыханием из-за сильно сниженной емкости легких, отдышка, быстро устаёт. Физиологический гипертонус. Плохо держит голову.

Основные задачи курса: снизить гипертонус, укрепить мышцы шеи и организм в общем.

Начинали сеансы массажа с 15 минут с добавлением по несколько минут к процедуре с каждым последующим сеансом. Ребенок переносил массаж удовлетворительно, иногда мог заплакать, но не на долго. Делали массаж и гимнастику по возможностям организма. Всего за первый курс сделали 10 процедур примерно по 4-5 сеансов в неделю.

Упражнения: из активной гимнастики перевороты.

Пассивная — бокс ручками, сгибания, разгибания, вращение конечностями в крупных суставах, плавательные движения лежа на животе.

Рефлекторная — ползание на животе (Бауэра), лицо ребёнка в маминой ладони, т.к. малыш неуверенно держит голову.

Результаты по окончании курса массажа

Ребёнок физически окреп, стал более выносливым, о чём свидетельствует способность переносить более длительную процедуру до 40 минут. Движения в конечностях стали менее скованными, хотя тонус ещё присутствует, просто он снизился. Мышцы шеи окрепли, девочка стала лёжа на животе выше поднимать голову, и дольше удерживать её в таком положении.

Рекомендации: Повторить массаж с гимнастикой до года 2-3 раза.

Второй курс делал другой массажист.

Третий курс, ребёнку год.

Ребёнок уже ползает, встает у опоры, сама не садится и не сидит, хорошо присаживается из положения лёжа на спине, держась и подтягиваясь за руки взрослого. Есть напряжение латеральной группы мышц голени, пронирует стопы. Немного напряжены сгибатели голени.

Задачи на третий курс массажа: Укрепить мышцы туловища, боковые и спину. Тренировка вестибулярного аппарата, для лучшего равновесия. Расслабить пронаторы стоп, и сгибатели голени. Научить садиться и сидеть.

Процедура: состоит из массажа и гимнастики, длительность 45-50 минут. Ребёнок переносит процедуру хорошо, гулит, улыбается.

Упражнения:

Для укрепления мышечного корсета — наклоны, балансирование, подтягивание за две и одну ручку.

Для ножек и спины — вставание с коленочек через одну ногу, приседания.

Чтобы ребенок не вставал на носок при ходьбе — ходьба вприсядку.

Пассивные: для расслабления — растяжки мышц бедра (задней поверхности), латеральных мышц голени, чередование с вибрацией.

Упражнение, чтобы ребёнок научился садиться — присаживания, из положения стоя на четвереньках, поджимая поочередно правую или левую ногу, в зависимости, на какую ягодицу присаживается малыш, опора руками на стол. Присаживаемся, подтягиваясь за ручки.

Упражнение, чтобы ребёнок научился сидеть — балансируем сидя.

Результаты массажа ребёнку с недоношенностью после 10-й процедуры

  • спина окрепла, массируем руки сидя, ребёнку значительно легче сидеть, если в начале курса малышка с трудом и недолго сидела с поддержкой болтаясь во все стороны (до 1 минуты), то на 10 процедуре массаж ручек делаем полностью сидя, она играет свободной ручкой и не сосредотачивается на поддержании позы.
  • при выполнении упражнений сама поднимает туловище при наклонах.
  • ребёнок впервые сам сел после восьмой процедуры.
  • при ходьбе с поддержкой уже не стремиться встать на носок, пронация стопы заметно уменьшилась, ещё работаем над этим.

14-я процедура: последняя в этом курсе.

Ребёнок встаёт у опоры, сама садится, но неохотно, и редко. Пронаторы стопы расслаблены.

Массаж недоношенному ребёнку отзыв:

  • Автор отзыва: Наталья
  • Массажист: Алексей Владимирович Матросов
  • Возраст детей: 1 год и 4 года.
  • Метро: Тропарёво, улица Островитянова.

Отзыв:
Спасибо большое Алексею за проведённый массаж для моих детей. Внимательное отношение, настойчивость при выполнении упражнений, уникальные методы детского массажа, очень важные. Варвара, глубоко недоношенная девочка, через несколько сеансов уверенней встала, держась за диван.

Для нас это достижение. Спасибо большое, рекомендуем Вас с большим удовольствием.

Если вам была интересна эта статья, поделитесь пожалуйста ей в социальные сети, возможно кому-то ещё она будет полезна. У мамочек всегда много вопросов, давайте им поможем найти ответы!?

Источник: https://happybabymassage.ru/massazh-nedonoshennomu-rebyonku/

Здоровье детей
Добавить комментарий