Логопедический массаж и особенности его проведения при ДЦП у детей

Как делать массаж детям с церебральным параличом (ДЦП)

Логопедический массаж и особенности его проведения при ДЦП у детей

Детским церебральным параличом (ДЦП) называют заболевание нервной системы, проявляющееся в нарушении работы опорно-двигательного и речевого аппарата.

Сопровождается оно отставанием в развитии, частых судорогах.

Лечение детского церебрального паралича предполагает использование медикаментозной терапии, водной и лечебной гимнастики, иппотерапии, дельфинотерапии, а также обязательные сеансы массажа.

Польза массажных процедур при ДЦП

Массаж при диагнозе ДЦП назначают только неврологи для:

  • нормализации двигательной функции и повышения тонуса мышц;
  • улучшения проводимости мышц;
  • улучшения движения биологических жидкостей;
  • предотвращения ограничений пассивных движений в суставах;
  • нормализации метаболических процессов;
  • улучшения общего состояния.

Во время процедур воздействие происходит так, что напряженные мышцы расслабляются, а слабые — активируются и вводятся в работу. За счет активного кровообращения начинает увеличиваться мышечная масса, а нормализация обменных процессов положительно сказывается на работе внутренних органов.

При выполнении массажных процедур обязательно нужно учитывать:

  • индивидуальные особенности заболевания и состояние пациента;
  • предварительные медицинские или физиотерапевтические процедуры;
  • назначенные после сеанса упражнения ЛФК при ДЦП.

Обычно во время сеанса используют яркие и мягкие игрушки, расслабляющую музыку. А все процедуры проводят из положения лежа. Стопы, пальцы и кисти рук могут дополнительно фиксироваться в зависимости от состояния ребенка. Также дополнительно мастера массажа используют различные подушки и валики.

Противопоказания

Не проводят массаж при:

  • острой форме аллергии;
  • острой сердечной недостаточности;
  • грибковых поражениях кожи;
  • инфекционных заболеваниях;
  • механических повреждениях кожного покрова.

К противопоказаниям для аппаратного массажа относят также воспалительные процессы во внутренних органах и лимфоузлах, запущенная форма варикозной болезни (у взрослых).

Перед тем как использовать масло обязательно проводят тест на возможную аллергию, а применение кремов согласуется всегда с лечащим врачом.

Массажные приемы и техники

Выбор массажной техники, продолжительность и интенсивность курса, а также количество сеансов в неделю определяется только лечащим врачом. Также врач подбирает комплекс из нескольких видов лечебных процедур, следование которым обязательно.

Расслабляющие и стимулирующие приемы

Массажные процедуры нужно начинать сразу после подтверждения диагноза. Дети с ДЦП лишены возможности нормально двигаться, поэтому сеансы направлены на укрепление слабых и расслабление напряженных мышц.

К основным расслабляющим приемам относят:

  • все виды поглаживания;
  • валяние;
  • легкие хлопки и лабильные вибрации.

Для стимуляции мышечной деятельности применяют:

  • глубокое поглаживание;
  • растирание с отягощением;
  • разминание;
  • пиление, проводимое ребром ладони.

Если выполняется сегментарный массаж, то используют приемы для проработки глубоких паравертебральных мышц спины.

Классическая техника

Цель классического массажа при ДЦП — нормализация мышечного тонуса и улучшение физического и психологического состояния ребенка. Процедура проводится с использованием приемов классического массажа — поглаживание, разминание, растирание и сотрясение, вибрационные похлопывания, а все движения должны быть плавными и не причинять боли.

Сеанс начинают с массирования шеи, спины, ягодиц и бедер. Ребенка укладывают сначала на живот так, чтобы ему было удобно. Подлопаточной области уделяется особое внимание, т.к. эта зона ослаблена из-за спазмированности большой грудной мышцы. После проработки задней поверхности ног малыша переворачивают на спину. Работу продолжают с передней поверхности ног, животом, грудной клеткой и руками.

При наличии диплегии применяют более глубокое воздействие на суставы. В первый день прорабатывают только спину и ноги, второй сеанс включает дополнительно работу с животом, грудной клеткой и руками.

Классическую технику для малышей с первых месяцев жизни используют без каких-либо массажных кремов или масел. Косметические средства разрешено применять только с 3-4 месяцев. В курс входит до 20 процедур, продолжительностью около 60 минут каждая. После проработки малышу дают 10-15 минут для отдыха.

Логопедическая техника

Выполнять упражнения и массаж по логопедической системе можно и дома. Начинают сеанс с поглаживания от центральной точки лба к вискам.

Затем прием выполняют над бровями и от переносицы по крыльям носа к ноздрям. По подбородку и по области над ушами проходят легкими растираниями, а затем вновь поглаживают от уголков рта к мочке ушей.

Каждый из приемов повторяют 4 раза, а массирование можно проводить до 5 раз в день.

При нарушении речи

Логопедический массаж при ДЦП с нарушением речи помогает не только расслабить мышцы, но и стимулирует обменные процессы в тканях, повышает подвижность мышечных волокон, улучшает их проводимость.

Начинают сеанс с надавливания на места соединения верхней и нижней челюсти. Затем наживают на носогубную складку, скулы и мышцы подбородка.

Упражнения с зубной щеткой можно выполнять до 5 раз. Сначала ею проводят по краю языка, рисуя букву U и Z, а затем делают несколько круговых движений. После этого пальцем рисуют на поверхности языка букву V и еще раз проводят щеткой по краям.

Для лица

Массаж лица следует начинать как можно раньше для достижения максимального эффекта. Проводят его в такой последовательности:

  • легкими круговыми движениями массируют губы в течение минуты;
  • указательные пальцы ставят у крыльев носа, а средним проводят по контуру губ;
  • нажимают на уголки рта, после чего легкими нажатиями проводят по губам;
  • массируют мочки ушей;
  • легкими поглаживаниями проходят по всему лицу.

Для улучшения работы головного мозга в завершении сеанса разминают руки. Ежедневное массирование стимулирует работу полушарий мозга и внутренних органов. Прорабатывают и ладони, и пальцы круговыми движениями со слабым нажимом. На подушечки пальцев совершают до 10 мягких надавливаний, а в центре ладошки рисуют указательным пальцем солнышко.

Массаж для улучшения дыхания

Для восстановления работы органов дыхания при параличе для детей с ДЦП назначают специальную технику, включающую приемы общего массажа.

Техника выполнения следующая:

  • легкими поглаживаниями и разминаниями проходят грудную клетку, косые и прямые мышцы живота;
  • точечными приемами массируют ребра и зоны крепления к ним диафрагмы;
  • интенсивными разминаниями, выжиманиями и пощипываниями проходят трапециевидную мышцу;
  • разминаниями массируют позвонки шеи и грудного отдела.

Польза массажа в активации кровообращения: слабые мышцы недополучают кислород, что приводит к накоплению недоокисленных продуктов обмена.

Улучшение движения крови и лимфы не только насыщает клетки необходимыми питательными веществами, но и способствует выведению токсинов.

Данный метод массажа стимулирует работу большой и малой грудной мышцы, межреберных и диафрагмальных мышц, что приводит к свободному и полному дыханию.

Массаж для стимуляции развития костей

При помощи кругового трофического массажа при ДЦП у детей можно получить активное развитие и рост трубчатых костей. Проведенные процедуры эффективны для малышей младше 5 лет.

Во время проработки применяют приемы глубокого растирания, вибрации, сотрясения и пунктирования в хрящевой области. Результатом становится рефлекторное раздражение нервно-трофических и сосудистых образований, что улучшает общую трофику и ускоряет рост костей.

Для стимуляции развития пяточной кости и воздействия на биологически активные точки, расположенные в этой области, применяют легкое постукивание. Прием проводят кистью, сжатой в кулак ладонью или сложенными пальцами в течение 2-3 минут.

Массажная система Манакова

Метод массажа Манакова направлен на устранение и предупреждение развития контрактур, улучшении трофики тканей и проводимости нервных импульсов. Основной прием — энергичное вибрационное надавливание 2 или 4 пальцами. Все движения проводят от центра к периферии, от проксимальных мест крепления мышц к дистальным. На руках и стопах приемы проводят от периферии к центру.

За счет воздействия на области скопления сосудисто-нервных пучков вытягиваются и размягчаются мягкие ткани, улучшается эластичность мышечных волокон и устраняются спайки, патологические уплотнения. В классическом массаже такие области не массируют.

К дополнительным приемам, применяемым по необходимости, относятся легкие хлопки, вибрации, растирания, разминания.

Массажные приемы при ДЦП. Из книги доктора Манакова

Точечная методика

Техника точечного массажа основана на воздействии в течение нескольких минут на определенную область. Существует 2 способа массирования. Первый — метод расслабления или торможения. Его цель —  снижение мышечного тонуса.

Проводят массирование медленными и непрерывными вращениями подушечкой пальца, а интенсивность нажатия возрастает постепенно. Плавные повороты сменяются ввинчиванием и остановкой на предельной глубине. Затем палец возвращается в исходное положение без отрыва от точки.

Каждую область массируют 3-4 минуты. Прием ввинчивания проводят круговыми движениями против часовой стрелки.

Второй способ — способ стимуляции, который вызывает рефлекторное сокращение мышечной ткани. Массирование происходит при помощи сильного давления, сочетающегося с приемом растирания. На выполнение отводят до 3 минут, после чего палец резко поднимают от массируемой точки. Растирание выполняют ребром ладони или подушечками пальцев.

С помощью точечного массажа при ДЦП происходит проработка всех мышц, корректируется координация движений и развитие ребенка. Часто точечный массаж сочетают с общеоздоровительным массажным курсом.

Сегментарная методика

Цель сегментарного метода — рефлекторное воздействие на сегментарный аппарат спинного мозга через мышцы, связки и кожу. При проведении используют основные классические приемы, а также специальные приемы перемещения, сверления и вытяжения. Все массажные движения чередуют с поглаживанием или легкой вибрацией и повторяют до 5 раз для прорабатываемой области.

Массаж проводят по обе стороны от позвоночника по направлению от крестцового отдела до шейного, а также по краю лопатки и вокруг нее, на ягодицах и в межреберных промежутках.

При спастической форме болезни после сегментарного массажа отмечается нормализация мышечного тонуса нижних конечностей за счет проработки крестца и поясницы.

Массирование шейно-грудного отдела позвоночника назначают при спастичности рук.

Если атонически-астатическая форма сопровождается гипотонией мышц спины, сколиозом, кифозом или задержкой в развитии установочных рефлексов, то во время массажа используют все приемы сегментарной проработки.

Проведение массажных сеансов при ДЦП способно не только помочь развитию ребенка, но и нормализовать мышечный тонус, стимулировать работу речевого аппарата.

Продолжительность курса, а также технику воздействия и интенсивность массажной терапии всегда выбирается врачом-неврологом и зависит от личных особенностей малыша.

Специализированные массажные процедуры выполняют в медицинских центрах, а классический или логопедический массаж можно проводить и дома после небольшого обучения. Во время массирования запрещены любые резкие или силовые приемы, а при первых признаках дискомфорта процедуру прекращают.

Источник: http://FiguraDoma.ru/massazh/lechebnyj/massazh-pri.html

Логопедический массаж для детей: показания, условия проведения, противопоказания, методики, при ДЦП

Логопедический массаж и особенности его проведения при ДЦП у детей

Речь ребенка формируется довольно сложно. Этому предшествует множество факторов – протекание беременности, роды, наследственные особенности. В любом случае, для лучшего развития речевой деятельности необходим логопедический массаж для детей. Детям с дефектами речи он восстановит утраченные функции, детям с нормальным развитием улучшит произношение всех звуков.

Кому нужен?

Логопедический массаж активно задействует мышцы детей, участвующие в воспроизведении звуков – язык, мышцы лица и горла. Кроме того, речь отображает умственные процессы, поэтому развитие полушарий ее улучшает. Этому способствуют занятия рук и их массаж.

Массаж является одним из самых распространенных способов борьбы со многими недугами, тем более у маленьких детей. Нажатие и поглаживание определенных мышц и точек на теле стимулирует их и способствует активной деятельности.

Конечно, квалифицированный специалист справится с этой задачей наиболее эффективно. Но и после нескольких уроков мамочки могут проводить подобные упражнения с детьми и в домашних условиях. Обратитесь за помощью к видео урокам.

Условия проведения

Температура внутри помещения должна быть комфортной для пребывания. Руки человека, проводящего массаж, должны приятные на ощупь, без ранок и воспалений. Необходимо снять все украшения и подстричь ногти.

Массаж происходит минимум через 2 часа после еды. Длительность массажа и количество дней проведения выбирается специалистом индивидуально для каждого ребенка. После просмотра видео или личной встречи с массажистом, родители могут проводить процедуры в домашних условиях.

В зависимости от тяжести заболевания устанавливается длительность сеанса. Первое занятие не должно превышать пяти минут.

Не каждый ребенок может сразу привыкнуть к процедурам и вести себя спокойно. Необходимо пообщаться с малышом, объяснить проводимые действия. Расположение и доверие пациента – залог положительного результата.

Негативный след после сеанса у врача может отрицательно сказаться и при проведении упражнений и в домашних условиях. Поэтому задача родителей – подготовить, объяснив важность и безопасность процедур.

Основные методики

Опишем основные виды занятий, которые применяются при логопедическом массаже.

Детский массаж для языка

Массаж языка лучше всего проводить зубной щеткой, обычной или электрической. Приведем примерный список упражнений. Все их выполнять следует по 3–10 раз. Начинать с трех и каждый день увеличивать количество повторов.

  1. По краю языка нарисовать букву U. Начинать от левого основания и продвигаться к правому. Выполнять точечные движения.
  2. Повторить предыдущее упражнение по движениями по кругу.
  3. По всей поверхности языка нарисовать букву Z. Сначала точечные движения.
  4. Повторить то же самое круговыми движениями.
  5. Нарисовать букву V на языке. Точечно и небольшими кругами.
  6. Повторяя последовательность точек и кругов, нарисовать две прямые линии вдоль краев языка.

Детский массаж для лица

Массаж детей для лица задействует губы, лоб и мочки ушей. Губы массировать необходимо круговыми движениями по 40–50 раз. Последовательность действий:

  1. В основание крыльев носа расположить указательный палец, в уголке губ – средний. Проделать и с правой стороны.
  2. Над верхней и под нижней губой провести средними пальцами.
  3. Провести щипковые движения по тем же местам.

Активно действует на речевой аппарат массаж мочек ушей. Приблизительно по пятьдесят раз круговые движения в одну сторону и в другую.

Детский массаж для рук

Массаж детских рук благоприятно сказывается на развитии мозга. Ежедневные занятия будут стимулировать активность полушарий, улучшать кровоснабжение и работу внутренних органов.

Перед занятиями руки ребенка и взрослого должны быть тщательно вымыты и продезинфицированы. Массажное масло или крем улучшит результат процедуры.

Последовательность действий:

  1. Массировать каждый пальчик от ногтя к основанию круговыми движениями. Пройтись по пальчикам детей несколько раз.
  2. Надавливание на подушечки рук от трех до десяти раз улучшит кровоснабжение.
  3. Рисуем круг по внутренней стороне ладони рук ребенка.
  4. Нарисовать солнечные лучики от краев ладони к центру.
  5. Отлично влияет на развитие пальчиков массажеры для рук, заключенные в кольцо. Массаж каждого пальца подобным колечком отлично развивает их активность и сказывается на улучшении речи.
  6. Мяч с шипами или деревянный массажер для рук стимулирует точки ладошек. Проведите им по внутренней части ладошки несколько раз.

Данный тип занятий полезен деткам в любом возрасте. уроки в интернете помогут в случаях затруднений при домашнем массаже.

Для детей с ДЦП

При детском церебральном параличе (ДЦП) травмируется функции движения и речевого аппарата. Логопедический массаж оказывает благоприятное воздействие на ребенка с ДЦП.

Но в каждой ситуации необходимо подбирать для малыша оптимальный вариант занятий, в зависимости от индивидуального течения болезни. Проведение массажа с ДЦП в домашних условиях полезно с применением видео.

Данные уроки универсальны, но перед самостоятельным проведением необходимо проконсультироваться со специалистом и пройти обучение.

https://www.youtube.com/watch?v=1Aowp9c0Lac

У детей с ДЦП очень важной является поза, в которой проводятся манипуляции. Позы для болезни ДЦП бывают следующие:

  • Положение эмбриона;
  • Положение на спине с согнутыми в коленях ногами. Под шею подкладывается валик или жесткая подушка.
  • Положение эмбриона, лежа на боку;
  • Положение на животе, с валиком под грудью.

Массаж лица и шеи

  1. Двумя ли тремя пальцами гладят лоб ребенка в направлении от середины к височным зонам лица.
  2. Гладят лоб, начиная от бровей, заканчивая у основания волос.
  3. Поглаживающие движения по двум сторонам носа с верхней его части к нижней.
  4. Гладящие движение от середины подбородка к ушным впадинам.
  5. Гладящие движение от середины верхней губы к ушным впадинам.

Каждое движение для детей необходимо повторить 3—5 раз. Выполнять упражнения для лица в течение дня 3—5 раз.

Техника массажа языка при ДЦП

Расслабление языка и мышц с ним связанных активно расслабляет зажатые нервы и улучшает состояние малыша с ДЦП. Примерный порядок проведения массажа языка:

  1. Надавливание точки в ямке под челюстью;
  2. Одновременное надавливание на точки в носогубной складке;
  3. Одновременное надавливание на точки мышц скул;
  4. Одновременное надавливание на точки мышц под челюстью.

Расслабление мышц шеи при ДЦП

Массаж мышц шеи расслабляет зажатые мышцы корня языка.

  1. Область горла медленно гладят попеременно то правой, то левой кистями.
  2. Обеими руками гладят шею от ушных раковин до подмышечных впадин.
  3. Провести подобные поглаживающие движения по задней части шеи.

Простое поглаживание благоприятно сказывается на расслаблении большинства мышц шейной зоны и речевого аппарата. Все поглаживания при ДЦП выполняются медленно, чтобы пациенту было приятно. Ориентируйтесь на видео уроки. Выполнение движений:

  1. Пальцы устанавливаются на середину лба и ведутся к вискам.
  2. Такое же начальное положение и ведутся в ушам.
  3. Пальцы устанавливаются около бровей и по лбу проводятся в основаниям волос.
  4. Медленные движения от носа к ушам.
  5. Те же повторения от верхней губы к ушам.
  6. Сплошное поглаживание от волосяного покрова до шеи через все лицо
  7. Проведение кончиками пальцев от губ до подбородка
  8. Легкие постукивания всего лица – губы, щеки, лоб, подбородок.

Любой логомассаж окажет положительное влияние на развитие речи ребенка. Своевременное обращение к специалисту поможет избежать сложностей в дальнейшем.

▼СОВЕТУЕМ ОБЯЗАТЕЛЬНО ИЗУЧИТЬ▼

Источник: https://LechenieDetej.ru/lfk-i-massazh/logopedicheskij-massazh.html

Массаж при ДЦП у детей – методика выполнения, видео

Логопедический массаж и особенности его проведения при ДЦП у детей
Детский церебральный паралич (ДЦП) – сложное заболевание центральной нервной системы, которое развивается во время внутриутробного периода, при родах или в первое время после рождения ребенка.

Методика массажа при ДЦП у детей – комплекс мер, направленный на лечение болезни. В случае раннего медицинского вмешательства можно добиться положительных результатов.

Правильно проведенные процедуры способны улучшить кровообращение, активизировать обмен веществ, увеличить мышечную массу и настроить адаптационные способности неокрепшего организма.

Что это за болезнь

ДЦП или детский церебральный паралич – хроническое заболевание головного мозга, которое не характеризуется прогрессирующим течением и может быть правосторонним, левосторонним или двусторонним.

Патология протекает с множеством клинических проявлений, охватывающих двигательные функции.

Присутствуют и вторичные отклонения, возникающие при недоразвитии или повреждении определенных структурных элементов органа.

Учитывая тот факт, что на сегодняшний день медицина шагнула далеко вперед и существуют разнообразные лечебные методики, все же заболевание является распространенным: 1,7-5,9 %среди новорожденных детей. При этом число заболевших мальчиков выше, чем число девочек.

Кроме двигательных нарушений происходит сбой в интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах, речевой функции, зрительной и слуховой системах. Многие клинические проявления вылечить невозможно. Таковые остаются с человеком на протяжении всей его жизни, что является причиной постановки больного на инвалидность.

Что такое ДЦП

Детский церебральный паралич представляет собой заболевание, выраженное в нарушении двигательной активности, причиной которой служит поражение или патологии подкорковых структур головного мозга, отвечающих в первую очередь за произвольные или не произвольные движения, а во вторую – за функционирование внутренних органов, а частично за мышление.

Нарушение мышления происходит только в 30% случаев, оно обусловлено по большей части физической неспособностью ребёнка самостоятельно познавать окружающий мир, а следовательно, правильно развиваться без помощи родителей или близких.

Это хроническое заболевание ребёнок может получить по разным причинам, также разные его последствия и проявления. ДЦП у детей скорее не самостоятельное заболевание, а целый комплекс различных недугов со схожими симптомами по причине мозговых повреждений, которые получают чаще всего в раннем детстве или в утробе, но которое не чуждо взрослым людям.

Полностью вылечить это заболевание на современном уровне развития технологий невозможно, так как мозг не является регенерирующим органом, более того, регенерировать неспособны его отдельные ткани, хотя в раннем возрасте возможно частичное восстановление при должном лечении.

Однако, вполне реально снять большую часть последствий данного заболевания при помощи грамотно подобранной восстановительной терапии, которая требует много времени с большим количеством усилий как от самого больного, так от его близких, но между тем в конечном итоге позволяет ему жить более-менее полноценной самостоятельной жизнью, не завися от милости окружающих, или хотя бы намного облегчит проявления недуга, а также улучшит состояние больного в самых тяжёлых случаях.

Эффективность процедуры

При таком диагнозе массаж и физкультура – единый комплекс восстанавливающих процедур. И физические, и массажные упражнения помогают уменьшить интенсивность проявлений патологии, добиться восстановления функционирования ЦНС. Кроме того, ребенок сможет выработать навыки овладения своим туловищем, что позволяет увеличить эффективность проводимых процедур.

Несмотря на то, что полное восстановление нарушенных нервных клеток в головном мозге невозможно, все же детский орган в какой-то степени способен самовосстанавливаться. Регенерация поврежденной ткани не происходит, но образуются новые связи с осуществлением новых функций старыми нейронами.

Подобные связи образуются лишь в той структуре головного мозга, которая отвечает за память. Остальные функции, возложенные на мозг, необходимо стимулировать, что можно осуществить именно с помощью лечебного массажа и физкультуры.

Работа нервной системы происходит по 2 направлениям: от рецептора к структуре мозга и обратно. С помощью точечного массажа можно вызвать возбуждение определенных структур органа, пробудить их, заставив нормально функционировать.

За счет повышения активности мозговых аналитических центров головного мозга происходит образование новых связей, что влечет за собой восстановление двигательных функций.

Кроме того, проведение массажа и ЛФК при ДЦП способствует снижению тонуса сухожилий и мышц. Последнее патологическое явление – это препятствие для нормальной работы спастических мышц, а также условие для нарушения кровообращения.

Если нарушено местное кровообращение, происходит и нарушение питания с кислородным обменом в тканях мозга. Как следствие – их недоразвитие и деградация. Так как кровообращение – это одна единая замкнутая система, сбой в её работе в одном отделе туловища вызывает нарушение кровотока и в иных областях, в том числе и в ЦНС.

Нормализация кровообращения влечет за собой следующие положительные последствия:

  1. Усиливается защитная функция организма и повышается иммунитет. Массаж активизирует кровоток, в котором локализуются иммунные клетки, неспособные самостоятельно двигаться по организму.
  2. Улучшается общее состояние. Питание клеток усиливается, газообмен ускоряется, что способствует стимуляции развития тканей и повышению их трудоспособности.
  3. Происходит регенерация поврежденных областей мозга за счет активного деления клеток.
  4. Наблюдается увеличение выработки гормонов, иммунных клеток крови, повышение мышечной силы.
  5. Быстрее выводятся из организма токсические вещества, накопленные в избыточном объеме.

Массаж при гемипарезе путем разминания и растирания помогает предотвратить формирование спаек и отложений на кожном покрове, в таких областях, как сухожилия и мышцы.

Источник: https://neuro-orto.ru/lechenie/lfk/massazh-pri-dcp.html

Логопедический массаж при ДЦП

Логопедический массаж и особенности его проведения при ДЦП у детей

В работе с детьми с ДЦП используют следующие виды массажа: 1. Классический. 2. По биологически активным точкам (БАТ). 3. С элементами метамерной стимуляции Скворцова-Осипенко. 1.

Классический логопедический массаж Последовательность движений сверху вниз – ото лба к подбородку (на этапе подготовки мышц последовательность движений снизу вверх – от шеи ко лбу). Направление движений: от центра к периферии по ходу мышцы, по месту прикрепления мышц.

Движения различаются по силе воздействия (глубокие и медленные – седативные, поверхностные и быстрые – тонизирующие), по типу (поглаживающие, разминающие, перетирающие, растягивающие, вибрационные, надавливающие, поколачивающие, похлопывающие).

Ниже предлагается универсальная схема массажа (без учета формы и степени выраженности дефекта). См. табл. №1.

 

— от подбородка к вискам; — от уголков рта к вискам; — от крыльев носа к вискам; — вдоль скуловой кости к вискам, — по надбровным дугам по направлению к вискам поглаживающие, растягивающие
— вдоль мышцы, сморщивающей лоб (от корня носа к волосистой части головы), — по надбровной дуге в направлении к вискам; поглаживающие и разминающие, вибрационные (при спастичности мышцы, сморщивающей лоб) поглаживающие, разминающие
— в точке Таiyang (см. таблицу №2) к вискам; — в точке Е 1 в направлении сверху вниз; — вдоль глазничной части круговой мышцы глаза (верхнего края скуловой кости), в местах прикрепления малой скуловой, большой скуловой, мышцы, поднимающей угол рта, мышцы, поднимающей верхнюю губу. поглаживающие и разминающие
— от корня к кончику носа с фиксацией в точке VG 25 (см. таблицу №2) поглаживающие и разминающие,
— вдоль крыльной части носовой мышцы разглаживающие, растирающие, вибрационные
— вдоль “царской мышцы” с фиксацией и растяжкой в точке Е 4 (см. таблицу №2) ( в стороны).
— от скуловой кости вниз на нижнюю челюсть; — от угла рта к вискам по щечной мышце поглаживающие, разминающие, растягивающие перкуссионные, при наличии АШТР -растягивающие
— от угла рта (в точке Е4): а)в стороны (в месте прикрепления мышцы, опускающей угол рта, щечной мышцы, малой и большой скуловых мышц, мышцы, поднимающей угол рта, мышцы смеха); б) вверх (“улыбка клоуна”) — по краевой части круговой мышцы рта, образуемой мышечными пучками от мимических мышц (мышцы, поднимающей угол рта, мышц, поднимающей верхнюю губу, щечной и др.); — по верхней и нижней губе (с внешней и внутренней сторонам круговой мышцы; двухсторонние растягивающие поглаживающие, надавливающие, разминающие круговые движения разминающие возвратные движения поколачивающие движения мягкой щетиной зубной щетки (направление движения по часовой стрелке)
— от подбородка к углу рта (вдоль мышц: опускающей угол рта, нижнюю губу и подбородочной мышцы); — вдоль скуловой кости нижней челюсти (в местах прикрепления жевательной мышцы, мышцы, опускающей угол рта, нижнюю губу); — вдоль мышц дна ротовой полости поглаживающие, разминающие, растягивающие вибрационные
— вдоль грудино-ключично-сосцевидной мышцы поглаживающие, растягивающие

Массаж предваряет проведение пассивно-активной гимнастики мимической и артикуляционной мускулатуры. Пассивно-активная гимнастика мышц шеи является промежуточным звеном между любым видом массажа лицевой мускулатуры (точечным, классическим) и массажем языка. С ее помощью успешно снимается спастичность мышц корня языка, что способствует вынесению языка из полости рта.

Гимнастика для мышц шеи проводится последовательно: * в три этапа: пассивно (руками логопеда), активно (выполняется ребенком по инструкции), с сопротивлением; * в трех положениях: лежа на животе (с целью гашения тонических рефлексов, устранения патологических синкинезий), на спине (предплечья на краю кушетки), в вертикальном положении; * с наращиванием нагрузки от 1-3 до 12-15 раз. Исключение составляют круговые движения головой (не более 3 раз в каждую сторону). Повторяемость движений на пораженной и здоровой стороне тела находится в соотношении 3:1. 2. Массаж по биологически активным точкам Он проводится с детьми 3-5 лет на первом этапе ЛЛФК. Спорным является вопрос о том, что в более поздние сроки эффективность его применения снижается в связи с возрастным увеличением устойчивых порочных поз и движений, мешающих нахождению истинной точки и глубине воздействия на нее. Основные задачи его применения заключаются: * в более избирательном воздействии на отдельные группы мышц, иннервацию нервов, * нормализации тонуса мышц, и стимуляции активного движения, * улучшении регуляции вегетативных функций и обменных процессов. Массаж по точкам способствует успешному проведению пассивно-активной гимнастики. Руководствуясь опытом практической работы, можно сделать вывод о несовместимости одновременного проведения общего логопедического и массажа по точкам, т.к. часто у ребенка с церебральным параличом возникает реакция, неадекватная воздействию, мешающая, формированию устойчивой рефлекторной дуги, с возможными проявлениями вегетативных расстройств, эмоционально-личностных нарушений. Реализуя задачи, направленные на нормализацию тонуса мышц, используются два основных метода тормозной и возбуждающий. Первый метод заключается в использовании плавных медленных вращательных движений подушечкой пальца (указательного или среднего) с постепенным нарастанием, фиксацией и уменьшением силы давления (без отрыва пальца от точки). Возбуждающий метод предполагает использование энергичных коротких надавливающих движений с резким отрывом пальца после каждого приема. Точки воздействия всегда двухсторонние, продолжительность воздействия на каждую точку от 15 до 30 сек. с постепенным увеличением нагрузки. Предварительная работа заключается: * в подборе точек в зависимости от целей и задач массажа (по результатам невролого-логопедического обследования) и составлении схемы, * пальпации на предмет увеличения желез (при краниостенозе, стенозе венечного шва черепа не рекомендуется проводить массаж мышцы, сморщивающей бровь, лобных мышц; в случае увеличения передне- и заднешейных желез необходимо отказаться от массажа мышц шеи, заменив его пассивно-активной гимнастикой; в случае, когда увеличены подчелюстные лимфатические узлы, следует исключить упражнения с элементами метамерной стимуляции Скворцова – Осипенко вдоль скуловой кости нижней челюсти). Помимо точек акупунктуры, расположенных на лице, используют : * главную точку тонизирования во всей акупунктурной системе Е 36 (Zusanli), расположенную на передней области голени (используется при слабой конституции, при атоническо-астатической форме церебрального паралича), * главную точку для всех парезов F 3, обладающую сильным седативным воздействием и расположенную на тыльной стороне стопы, в межкостном промежутке между первой и второй плюсневыми костями (используется при парезах, при спастичности мышц); * GI 4(Неgu), расположенную на тыльной стороне кисти и отвечающую “за все происходящее в голове и на лице” (в сочетании с. Е 36 оказывает тонизирующее воздействие, в сочетании с F 3 используется при парезах). Элементы вибрационного массажа используются в комбинации с классическим массажем для достижения максимального эффекта релаксации в одном случае, и щадящем массаже – в другом.

Интересует логопедический массаж? Запишитесь на консультацию впо телефону +7 (495) 150-43-47

или через форму обратной связи в разделе «Контакты».

Источник: https://www.LogopedPlus.ru/articles/dtsp/logopedicheskiy-massazh-pri-dtsp/

Здоровье детей
Добавить комментарий