Как правильно выполнять логопедический массаж для детей?

Как правильно сделать логопедический массаж ребенку дома

Как правильно выполнять логопедический массаж для детей?

Все родители заботятся о своих детях. Они хотят, чтобы у них было светлое будущее. В детстве у ребёнка могут развиться некоторые проблемы с речью. Что делать? Ответ прост — сразу идти к лечащему врачу, который осмотрит пациента и назначит соответствующее лечение. Как необходимо делать логопедический массаж ребёнку дома?

Делаем самостоятельно массаж лица для развития речи

Логопедический массаж для детей в домашних условиях можно выполнять. Для этого нужно овладеть несколькими лечебными техниками, которые будут стимулировать речевой аппарат ребёнка.

Проводится массирование:

Проведение логомассажа

Круговыми движениями массажируются необходимые участки. Резкие движения исключены. Массаж лица для детей для развития речи выполняется с помощью нескольких простых техник.

Врачи настоятельно не рекомендуют проводить какие-либо манипуляции без назначения врача. В противном случае это может только усугубить ситуацию.

Показания для логомассажа

Существует ряд показаний, благодаря которым назначается массаж:

  • Слюнотечение (неконтролируемое);
  • Болезнь «Дизартрия»;
  • Патологии развития речевого аппарата;
  • Нарушение речи/голоса или его частичная потеря;
  • Слишком большое напряжение, в котором постоянно находятся мышцы лица;
  • Заикания во время речи;
  • Напряжение мышц лица с патологическим уклоном, которое осложняет произношение любых слов;
  • Наличие церебрального паралича у ребёнка;
  • Недостаточное развитие мышц, которые обеспечивают чёткую артикуляцию;
  • Зубной камень, другие заболевания ротовой полости;
  • Прочие патологии и проблемы, возникающие вовремя произношения. Также ЗРР;

На приёме у специалиста

Данные проблемы могут встречаться как у здоровых детей, так и у индивидов с различными отклонениями в развитии. В основном массаж прописывают тем, у кого есть врождённые патологии, а также прочие серьёзные проблемы с речевым аппаратом.

Необходимо вовремя обращаться к доктору, тянуть ни в коем случае нельзя. Если мама замечает, что у её отпрыска присутствуют такие проблемы — нужно сразу записаться на приём к специалисту.

Важно знать: есть противопоказания

Врачи-массажисты установили ряд противопоказаний, при которых выполнять данную процедуру запрещено:

  • Простудные заболевания;
  • Наличие герпеса на частях лица или губах;
  • Офтальмологические заболевания;
  • Воспаления в ротовой полости;
  • Наличие ОРЗ, ОРВИ;
  • Травмированный язык;
  • Заболевание лимфоузлов;
  • Повышенное давление внутри черепа;
  • Грибковые вирусы на коже;
  • Туберкулёз (активный);
  • Различные онкологические осложнения или заболевания;
  • Эпилепсия/припадки;
  • Болезни сосудов (капилляров);
  • Наличие гематом на определённом участке тела;

  Логопедические интерактивные игры для дошкольников

Процедуры можно делать не ранее, чем через 10 дней после полного выздоровления. Организм должен восстановиться после перенесённой от болезни нагрузки.

Какова продолжительность и частота проведения процедур

Для данной процедуры установлены сроки, которых необходимо придерживаться. В зависимости от тяжести заболевания продолжительность и частота проведения оздоровительных манипуляций могут иметь разные промежутки (по времени).

Стандартное проведение массажа: 10-20 сеансов, выполнение ежедневное или через день. Необходимо сделать перерыв на 1-2 месяца, затем, при надобности стоит возобновить процедуры. В течение года стоит выстроить строгий график.

Лучший способ не пропустить что-либо — составить расписание, в котором будут указаны промежутки времени для логомассажа.

Начальные этапы: 1-6 минут с самого начала, затем можно увеличить время до 20 минут.

Детский возраст — время проведения: не более 10 мин, для дошкольника — не более 15, школьникам — до 25 минут.

Гигиенические условия для проведения логомассажа в домашних условиях

Перед началом логопедического массажа следует проветрить комнату, чтобы ребёнку было комфортно. Если в процессе используются какие-то инструменты — они должны быть тщательно продезинфицированы в растворе (хлоргексидина) или в кипятке.

Руки необходимо помыть со специальным бактерицидным мылом, чтобы не заносить бактерии в ротовую полость ребёнка.

Важно! Нельзя проводить манипуляции в грязном помещении.

Инструменты для массажа языка

Подводим результаты работы

После проведения работ пациент не должен ощущать дискомфорт. Если всё выполнено правильно, то это будет стимулировать речевой аппарат. Тогда всё пойдёт на пользу.

Делаем логопедический массаж языка ребёнку дома

Необходимо посадить/положить отпрыска в удобную для него позицию. Соблюдая правила гигиены можно начинать проведение процедуры.

Техника выполнения:

  1. Направление: от кончика языка лёгкими движениями нужно «проводить линии» к зоне, которая обеспечивает образование рвотного рефлекса.
  2. Во время проведения стоит поглаживать язык, аккуратно похлопывать его, создавать ощущение вибрации (не более 15 секунд).

Условия и техника проведения

Краткое описание нескольких техник массажа:

  • Необходимо найти подчелюстную ямку и выполнить «точечный массаж». Время — 15 секунд. Движения должны осуществляться указательным пальцем и напоминать небольшую вибрацию;
  • В течение 15 секунд делается вибрация для языка под углами челюсти. Стоит задействовать обе руки;

Виды действий:

  1. Круговые.
  2. Манипуляции, напоминающие спиральные движения.

Упражнения, которые можно делать дома

  • Лёгкий массаж губ;
  • Массирование лица;
  • Вибрационные манипуляции для языка;
  • Движения от подбородка до части лица, расположенной ниже;

  Что делать если ребенок не разговаривает в 3 года

Определяем цели логопедического массажа для детей

Главной задачей массажа является укрепление мышц лица, языка, введение речевого аппарата «в тонус», избавление от врождённых/приобретённых патологий и пороков.

Также эта процедура помогает улучшить артикуляцию, восстанавливает ослабевшие мышцы челюсти.

Важно! Перед началом проведения манипуляций требуется заключение логопеда, который установил точный диагноз. Самостоятельное принятие решений в такой ситуации — необдуманный поступок, который может усугубить положение.

Особенности проведения логомассажа

В первую очередь логопед определяет общий уровень развития малыша. После анализа оценивается моторика рук, работа мышц, отвечающих за артикуляцию.

Затем, если обнаруживаются какие-либо отклонения, назначается специально подобранный комплекс упражнений. Выполняется в домашних условиях или в массажном кабинете специалиста.

Логопедия специализируется на подобных проблемах, поэтому переживать не стоит. Врач точно знает, что нужно делать.

Перед началом любой процедуры стоит убедиться в том, что условия проведения соответствуют всем гигиеническим нормам. У каждого специалиста должен быть индивидуальный комплект и антисептик.

Важно! Без соответствующего диагноза логомассаж не назначается.

Особенности массажа языка для детей с диагнозом «Задержка речевого развития»

Чаще всего диагноз «Задержка речевого развития» встречается у детей, страдающих от ДЦП, испытывающие проблемы с центральной нервной системой и так далее.

Требуется делать массаж для языка детям с задержкой речевого развития каждые 1-2 месяца. Это помогает снять с мышц спазм, уменьшает слюноотделение. В целом здоровье улучшается.

Массаж языка пальцами

Движения выполняются аккуратно от кончика к середине языка. Проглаживаются боковые части и края. Спиралевидные/круговые движения не должны доставлять дискомфорт пациенту. Если ребёнок пожалуется на боли, стоит прекратить манипуляции до следующего раза.

https://www.youtube.com/watch?v=1Aowp9c0Lac

Массаж языка (логопедический) ребёнку дома можно провести без особых затрат.

Обратите внимание! Если болевые ощущения не проходят, нужно немедленно обратиться к врачу.

Массаж языка зубной щёткой

Зубной щёткой делаются поглаживания из глубинной части горла к кончику языка. Техника выполнения может быть спиралевидной, кругообразной. Нельзя делать резкие нажатия, рывки.

Подробная схема:

Схема массажа зубной щёткой

Методика воздействия при нарушениях речевого аппарата

Существует 2 основные методики:

Инструменты для массажа

  • Дьякова;
  • Основатель: Новикова;

Каждый врач будет утверждать: нельзя проводить процедуры без назначения специалиста-массажиста. При неправильном выполнении логомассажа без особой причины можно навредить человеку. Не стоит спешить с выводами. Перед всеми манипуляциями стоит показать ребёнка детскому специалисту.

Источник: https://vospitanie.guru/rech/logopediceskij-massaz-dla-detej-v-domasnih-usloviah

Показания, эффективность и тонкости проведения логопедического массажа

Как правильно выполнять логопедический массаж для детей?

В логопедии массаж используют для прямого воздействия на нужную область с целью улучшения состояния мышечного тонуса и активизации работы речевых центров при помощи особых приспособлений или пальцев.

Его выполняют зондами, шпателями, зубной щеткой (выбирать нужно с мягкой щетиной). Существуют различные виды логомассажа, чтобы использовать некоторые из них не нужно получать специальное образование.

Для более серьезных разновидностей процедуры нужно окончить специальные курсы.

Логопедический массаж обычно назначают детям, имеющим сложные речевые нарушения. К ним относятся:

  • дизартрия;
  • алалия;
  • афазия;
  • заикание;
  • расстройства голосообразования.

Назначает курс логомассажа специалист после диагностики. Проводить его можно как в специально обустроенном кабинете, так и в домашних условиях, соблюдая все важные организационные моменты.

Какая от него польза

Массаж является лечебной процедурой, так как воздействуя на определенные точки, влияет на работу некоторых систем организма. Логопедический массаж направлен на стимуляцию органов, участвующих в артикуляции звуков, чтобы логопед смог исправить у ребенка звукопроизношение.

Какая польза от этой процедуры детям с речевыми расстройствами?

  • Нормализуется тонус мышц артикуляционного аппарата.
  • Снижается влияние парезов и параличей на мимику и формирование речи.
  • Удается преодолеть или максимально скорректировать гиперкинезии, синкинезии.
  • Улучшается артикуляционная моторика.
  • В создании речи принимают участие все мышцы речевого аппарата.
  • Удается сформировать умение координировать движения артикуляционных органов.

Кроме узконаправленного воздействия, логомассаж оказывает и более обширное влияние на организм. Ведь во время процедуры задействуются нервные окончания, оказывающие влияние на работу других систем организма. Также наблюдаются следующие эффекты:

  • Улучшается кровообращение и лимфоотток.
  • Мышечные волокна становятся эластичнее.
  • Воздействие на биологически активные точки благоприятно влияет на работу всего организма, а не только речевых центров коры головного мозга.

Также мягкие расслабляющие движения помогают ребенку успокоиться, настроиться на релаксацию, а более энергичные приемы помогают получить заряд бодрости. Из-за большой пользы логопедический массаж является важной частью коррекционных занятий.

Недостатки

У данной процедуры имеются и недостатки. Она оказывает воздействие только на мышцы, поэтому, делая лишь ее, родители не скорректируют речь ребенка.

Также, у некоторых детей имеется повышенная тактильная чувствительность, процедура может вызывать у них дискомфорт и негативные реакции.

Поэтому специалисту нужно будет искать в работе с такой категорией детей альтернативу логопедическому массажу.

Кому противопоказано

Как и у любой лечебной процедуры, у логопедического массажа имеются ограничения к применению:

  • повышенная температура тела;
  • простудные вирусные заболевания;
  • конъюнктивит;
  • кожные заболевания;
  • обострение лабиального герпеса;
  • стоматит.

С большой осторожностью и только после разрешения лечащего врача его проводят детям с эпилептическим синдромом.

Обязательно нужно остановить сеанс, если у ребенка появляются негативные реакции в виде крика, агрессии, плача. Также тревожным показателем является посинение носогубного треугольника, тремор подбородка.

Перед проведением логопедического массажа обязательно нужно обращать внимание на физическое состояние ребенка.

Виды логомассажа

Существуют как классические методики массажа, так и авторские разработки. Популярной авторской методикой является зондовый массаж, разработанный Новиковой Е. В. Какой использовать вид массажа, выбирает специалист, исходя из индивидуальных особенностей ребенка:

  • Ручной или классический – его делают на нужной области или рядом с ней. Включает в себя поглаживания, пощипывания, постукивания, надавливание. Делать такой логомассаж можно при помощи шпателя, соски или зубной щетки с мягкой щетиной.
  • Точечный – это локальный вид массажа, потому что специалист воздействует на определенные точки, влияющие на работу речевых центров.
  • Аппаратный – для его проведения используют аппараты, которые могут создавать вибрацию или вакуум.
  • Зондовый – авторская методика, разработанная Новиковой Е. В. Для его выполнения нужен специальный набор зондов.
  • Самомассаж – его ребенок может делать самостоятельно, после показа нужных движений взрослым. Сюда же можно отнести и артикуляционные упражнения.

Чтобы процедура была максимально безопасной для ребенка, нужно пройти обучающие курсы или изучить профессиональную литературу (например, для самомассажа). Только тогда получится выполнить его правильно.

Организационные моменты

Независимо от того, где будет проходить сеанс, нужно создать правильные условия для его проведения:

  • В помещении должна быть комфортная температура.
  • Перед массажем его нужно проветрить.
  • Подготовить и продезинфицировать все нужные приспособления (зонды, шпатели и др.).
  • Подготовить стерильные одноразовые перчатки.
  • Ребенок должен принять правильное положение тела: лежа с положенным под шею валиком (плечи приподняты, голова откинута назад), руки вдоль туловища, ноги слегка согнуты (для удобства можно также предложить положить валик). Или полусидя в кресле с откидывающейся спинкой.

Обстановка в комнате/кабинете должна способствовать расслаблению, чтобы ребенок на сеансе чувствовал себя комфортно.

Продолжительность занятий

Логопедический массаж проводится курсами, включающих как минимум 10 занятий, иногда 15-20. Процедуры проводятся ежедневно с постепенным увеличением времени. Начинают с 2-х минут, а максимальная продолжительность сеанса подбирается в соответствии с возрастом ребенка.

С детьми до 3-х лет логомассажем занимаются до 10 минут; в возрасте от 3-х до 5-ти – до 15 минут, а со старшими дошкольниками и школьниками – до 20 минут. Если есть необходимость, курс повторяют через 1,5-2 месяца.

Основные приемы в логопедическом массаже

Во всех разновидностях логомассажа применяют такие же движения, что и в классическом массаже:

  • Поглаживание – этот прием используют для расслабления. Рука или зонд плавно скользит по определенному участку кожи. После этого действия не должно быть покраснений. Данным приемом пользуются на начальном и завершающих этапах процедуры.
  • Растирание – массажист сминает, собирает кожу в складки, передвигает ее в разные стороны. Нужно не вдавливать ее вглубь, а перемещать в стороны. Выполнять растирание нужно интенсивно, так как оно оказывает стимулирующее воздействие.
  • Разминание – сюда входят надавливающие движения, сжатия, пощипывания.
  • Вибрация – специалист создает колебательные движения на массируемом участке. Они могут быть различной амплитуды и интенсивности. Этот прием также является стимулирующим.

Некоторые специалисты включают в свою методику проведения логопедического массажа плотное нажатие. Его используют для того, чтобы путем воздействия на особые точки повлиять на работу речевых центров. Специалист выбирает подходящие приемы в зависимости от результатов диагностики.

В каких случаях рекомендован

Показателем для выбора вида логопедического массажа является состояние мимической и артикуляционной моторики. Вначале логопед смотрит на мышцы, когда они находятся в расслабленном состоянии. Для этого ребенку лучше всего находиться в положении лежа.

Если мышцы имеют нормальный мышечный тонус, то они слегка напряжены, а кожа будет мягкая и эластичная. Все манипуляции не вызывают дискомфортных ощущений.

Если тонус повышен – отмечается большая напряженность, манипуляции проводятся с затруднениями; если понижен – мышцы находятся в вялом и дряблом состоянии.

Для первого варианта нужно делать массаж на расслабление, а при гипотонусе – стимулирующий.

Также показание к назначению этой процедуры – наличие парезов, параличей. В этом случае один уголок губ может быть выше, чем другой или челюсть смещена в сторону. Но работать специалист начинает с наиболее сохранных участков. Воздействовать на пораженные области нужно аккуратно, чтобы свести к минимуму возможные дискомфортные ощущения.

Чтобы определить в каком состоянии находятся мимические и артикуляционные мышцы, обследуют:

  • состояние мимических мышц и кожи;
  • состояние артикуляционной моторики;
  • состояние мягкого неба;
  • произносительную сторону речи.

По результатам диагностики логопед решает, нужен ли ребенку курс логопедического массажа и какие приемы он будет использовать в работе.

Особенности проведения расслабляющего массажа

Показанием для его проведения является повышенная напряженность мышц. В этом случае главная цель курса массажа – их расслабление. Все движения выполняют медленно, плавно, процедура состоит из поглаживаний, растираний и легкой вибрации.

Начинают работу со снятия напряжения мышц шейного и плечевого отделов. Потом переходят к массажу лица (лоб, волосистая часть головы, область глаз, носогубная область, подбородок). И завершающий этап – мышцы языка.

Чтобы ребенок смог максимально расслабиться, массаж нужно выполнять предметами, имеющими теплую температуру. Можно дополнительно включить релаксационную музыку, чтобы создать успокаивающую обстановку.

Особенности проведения стимулирующего массажа

Логопед выбирает такой вариант, если мышцы вялые, дряблые, большая их часть оказывается незадействованной в мимике и артикуляции. Все манипуляции направлены на восстановление их активности, укрепление. Массажные действия выполняются в быстром интенсивном темпе.

Активизирующее воздействие создается растиранием, разминанием и сильной вибрацией. В данном случае чередуют интенсивные движения с расслабляющими поглаживаниями. Конечно, стимулирующих манипуляций должно быть больше расслабляющих. Алгоритм действий такой же, как и во время расслабляющей процедуры.

Особенности и рекомендации по проведению массажа мышц языка

Для его выполнения ребенок должен находиться в положении лежа. Для большей эффективности массажа можно дать малышу подержать во рту ромашковый отвар – это согреет мышцы языка. Эту процедуру нужно проводить только в одноразовых стерильных перчатках.

Если у ребенка нет никаких негативных реакций на использование зондов, шпателей, то лучше всего делать логомассаж языка ими. Также нужно учитывать и состояние рвотного рефлекса. Если он повышен, то язык должен находиться в ротовой полости. Если же он в пределах нормы – язык вытягивают вперед.

Весь массаж строится на выполнении движений по трем направлениям: по горизонтали, вертикали и поперек. Также если имеется отклонение языка в сторону, то делают упор на сторону, в которую он отклоняется. Ребенку нужно давать возможность проглотить слюну после каждого действия, особенно если у него имеется гиперсаливация.

Дополнить логомассаж языка можно артикуляционными упражнениями. В основе гимнастики должны быть базовые упражнения для губ и языка.

Описание авторской массажной методики Новиковой Е. В

Такой вариант логопедического массажа часто используют на занятиях с детьми, имеющими дизартрию и алалию. Чтобы его проводить, нужно окончить специальные курсы. Массаж выполняют при помощи зондового набора, в который входят:

  • зонд-«вилочка» − его используют для легких покалывающих, колебательных и вращательных движений;
  • зонд-«восьмерка» − нужен для надавливающих движений;
  • зонды-«саночки» (в наборе их 3 штуки) – также для надавливающих движений;
  • зонд-«топорик» − необходим для вдавливающих и скользящих действий;
  • зонд-«толкачик» − им осуществляют надавливающие движения в течение нескольких секунд, после которых наступает расслабление мышц языка.

Зондовый массаж противопоказан детям до 6 месяцев.

Продолжительность курса – 2-3 недели, каждое упражнение выполняют до 30 раз. Повторно его рекомендуют через 2 месяца. Но бывает, что детям достаточно и одного курса этого логомассажа.

Родителям и логопеду нужно внимательно наблюдать за реакцией ребенка: есть категория детей, которым прикосновение металлических инструментов не нравится.

В этом случае эффективней и правильней будет использовать другие приспособления для проведения массажа.

Массаж чайными ложками

Это вариант игрового массажа, автором которого является И. О. Крупенчук. Такой массаж подойдет детям, у которых возникают негативные реакции на зонды. При этом можно делать массаж с разной температурой: прохладный – для стимуляции, теплый – для расслабления.

Все манипуляции с ложками сопровождаются стихотворениями, потешками. Это позволяет ребенку усвоить слова, обозначающие части лица и тела, действия; освоить навык согласования слов в предложении и фразах. Все действия проводят по основным массажным линиям, применяют надавливания, поглаживания, растирания.

Нужно использовать гладкие чайные ложки, чтобы не поранить ребенка. Такой массаж дети могут делать самостоятельно.

Самомассаж

Перед проведением самомассажа ребенку показывают все основные приемы, которые будут применяться на сеансе. На первых занятиях взрослый делает эту процедуру ребенку сам, при этом оречевляя свои действия. Затем он берет руки ребенка и направляет его.

Потом взрослый показывает, что нужно делать, а малыш за ним повторяет. И когда он освоит алгоритм массажа, то сможет выполнять его, ориентируясь только на словесную инструкцию взрослого.

Но если у ребенка тяжелое речевое нарушение, тогда лучше делать зондовый массаж. Есть виды массажа для детей, имеющих не только трудности с речью, но и другие патологии. Например, массаж по методике Архиповой А. Ф., предназначенный для детей с ДЦП. Он направлен не только на улучшение артикуляционной и лицевой моторики, но и учитывает психофизиологические особенности таких детей.

Некоторые считают, что достаточно пройти курс логопедического массажа и у ребенка сразу исправится звукопроизношение.

Нет, логомассаж обычно выступает в качестве дополнения к артикуляционной и дыхательной гимнастикам (в сложных случаях является основным направлением).

Нормализовав мышечный тонус, нужно осваивать с ребенком новые артикуляционные движения. Только тогда получится исправить звукопроизношение и закрепить достигнутый массажем результат.

Источник: https://LogopediaCentr.ru/logopediya/logopedicheskij-massazh/

Логопедический массаж для детей: техника проведения и упражнения для дома

Как правильно выполнять логопедический массаж для детей?

Проведение логопедического массажа позволяет исправить дикцию и научить ребёнка правильно выговаривать большое количество звуков. При соответствующей подготовке его можно проводить дома самостоятельно.

Родители детей с речевыми нарушениями не понаслышке знают, что такое логопедический массаж.

С его помощью можно не только активизировать мышцы речевого аппарата, но и научить ребёнка правильно выговаривать звуки. Если органы речи готовы к работе, то и сложные звуки становится легче произносить.

Тем более, данные занятия хорошо помогают в случаях, когда детям сложно произносить большое количество звуков.

Перечень речевых нарушений, при которых назначается массаж достаточно обширен. При задержке речевого развития и правильном подходе, удаётся полностью устранить проблему, если нет других отклонений. Если отставание речи ребёнка от нормы значительное, родителям следует быть готовым к тому, что потребуется немало времени для доведения речи до нормального состояния.

Противопоказания к проведению

Логопедический массаж языка помогает справиться со следующими задачами:

  1. Корректирование правильного звукопроизношения.
  2. Нормализация и формирование дыхания (диафрагмального, а не верхнего или ключичного).
  3. Улучшение состояния и качества голоса и ых связок.
  4. Укрепление глоточных рефлексов.
  5. Нормализация правильной траектории движения органов артикуляции.

Родители должны знать, что существует ряд противопоказаний. Они носят временный характер и требуют отложить занятие на некоторое время. Например, детский логопедический массаж не рекомендуется делать при следующих обстоятельствах:

  • повышенной температуре;
  • простудном или остром респираторном заболевании;
  • воспалении дёсен;
  • стоматите;
  • конъюнктивите;
  • нарушениях лимфооттока;
  • увеличении лимфатических узлов;
  • при наличии крови в кале;
  • герпетической инфекции.

Есть и другие противопоказания, о которых вас детально проинформирует наш специалист перед началом курса занятий. На видео ниже хорошо показано как делается логопедический массаж зондами:

Особенности проведения

Перед началом процедуры логопед исследует состояние мимических, артикуляторных мышц, общей, ручной моторики.

Определяет в каком они состоянии: напряжены или пассивны, имеются ли подёргивания, асимметрия в работе мышц, в зависимости от этого подбирает соответствующий набор упражнений.

Во время сеанса массажа специалист подробно рассказывает и показывает тонкости проведения процедуры родителям. Они же, в свою очередь, для закрепления полученного результата, проводят их дома.

Массаж для развития речи рекомендуется делать в несколько циклов, каждый из которых включает в себя 10 сеансов. Сеансы проводятся либо каждый день, либо через день. Промежуток между циклами составляет 1–2 месяца. Если нет возможности частого визита к логопеду, допускается увеличение расстояния между сеансами, при этом необходимо увеличить их количество.

Логопедический массаж практически бессмыслен без одновременно проводимых занятий по коррекции имеющихся речевых нарушений. Поэтому мы проводим его бесплатно в рамках индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения.

Продолжительность первых сеансов должна составлять около 5 минут. Постепенно время и количество упражнений увеличивается.

Малышам, у которых были обнаружены серьёзные проблемы с развитием речевого аппарата, длительность первых занятий составляет всего 1–2 минуты, тем самым мы постепенно приучаем их к этому процессу, чтобы не вызвать негативного отношение к массажу и добиться необходимого результата.

В зависимости от нарушения речи у детей, специалист выбирает определённый вид массажа (руками, зондами, ложками и др.) и технику его выполнения. Следует учитывать, что логопедический массаж языка вспомогательными средствами должен проводиться не ежедневно, так как можно вызвать раздражение языковых рецепторов. Оптимальным вариантом считается выполнение через день.

Зондовый массаж — это самый эффективный метод, так как зонды имеют разную форму и функции, что позволяет достичь необходимого эффекта значительно быстрее.

Вы можете ускорить процесс коррекции нарушения, проводя массаж самостоятельно. Для занятий с ребёнком не требуется покупать каких-то специальных зондов, которые можно увидеть у логопеда, когда он выполняет процедуру. В работе с ребёнком дома можно использовать тёплые руки взрослого или обычные ложки, зубную щётку.

Как делать логопедический массаж самостоятельно

Ниже приведём несколько вариантов, которые вы можете делать дома самостоятельно. Единственное, мы настоятельно рекомендуем один раз прийти к нам, чтобы логопед проверил всё ли вы делаете правильно. Заодно специалист даст рекомендации конкретно для вашего случая.

Перед тем как делать логопедический массаж в домашних условиях, нужно хорошо проветрить помещение. Другим важным моментом является отсутствие каких-либо болезненных ощущений — все манипуляции должны быть безболезненными.

Метод логопедического массажа по Э.Я. Сизовой

Все манипуляции выполняется чистыми, тёплыми руками, не менее двух раз в день (утром и вечером). Берём не более 5–7 упражнений. Начинаем и заканчиваем массаж поглаживанием.

Упражнения для губ:

  • Поглаживаем верхнюю губу от середины до уголков рта, обратно не возвращаемся (5–7 раз). Движения выполняются медленно, без нажима.
  • Делаем то же самое с нижней губой;
  • Смыкаем губы и проводим их поглаживание от середины до уголков рта (5–7 раз).
  • Делаем лёгкое постукивание по губам от середины до уголков рта обеими руками (3–4 раза).
  • Выполняем спиралевидные движения по губам от середины до уголков рта (3–4 раза). Их можно делать на каждой губе отдельно или на сомкнутых губах. Носогубный треугольник не трогаем.
  • «Утёнок» — губы сомкнуты и чуть-чуть вытянуты. Выполняется лёгкое пощипывание губ (5–7 раз).
  • «Точечный массаж в уголках губ» — пальцы кладутся на уголки губ и делаются круговые движения на одном месте (5–7 раз).
  • Смыкаем губы и выполняем их поглаживание от середины до уголков рта (5–7 раз).

Для нижней челюсти:

  • Поглаживание двумя пальцами от середины нижней челюсти к скулам (5–7 раз).
  • Лёгкое постукивание двумя пальцами от середины нижней челюсти к скулам (5–7 раз).
  • Спиралевидные движения двумя пальцами от середины нижней челюсти к скулам (5–7 раз).
  • Лёгкое пощипывание пальцами от середины нижней челюсти к скулам (5–7 раз).
  • Поглаживание двумя пальцами от середины нижней челюсти к скулам (5–7 раз).

Для языка:

  • Поглаживание высунутого языка, его боковых краёв от центра до середины (5–7 раз).
  • Похлопывание высунутого языка от середины вниз вторым и третьим пальцами горизонтально (5–7 раз).
  • Постукивание высунутого языка, его боковых краёв от центра до середины (5–7 раз).
  • Спиралевидные движения по высунутому языку от середины к кончику языка (5–7 раз).
  • Пощипывание лёгкими движениями кончика языка (5–7 раз).
  • Поглаживание высунутого языка, его боковых краёв от центра до середины (5–7 раз).

Для нёба:

  • Поглаживание нёба от зубов в глубину ротовой полости до мягкого нёба (5–7 раз).
  • Лёгкое постукивание нёба от зубов в глубину ротовой полости до мягкого нёба (5–7 раз).
  • Зигзагообразные движения (вправо-влево) по центральной линии нёба (5–7 раз).
  • Спиралевидные движения по центральной линии нёба (5–7 раз).
  • Поглаживание нёба от зубов в глубину ротовой полости до мягкого нёба (5–7 раз).

Массаж зубной щёткой

Он требует небольшой подготовки. Прежде всего, необходимо купить саму зубную щётку. Она должна быть чистой и специально предназначенной для занятий, а не для чистки зубов. Ворс у щётки должен быть мягким.

Дополнительно потребуется купить бинт. Перед занятием нужно будет сделать несколько тампонов. Их подкладывают под язык для сбора слюны, которая будет активно выделяться во время массажа. Важно вовремя сменять тампоны новыми.

Это потребуется делать приблизительно каждые 2 минуты.

Если в качестве массажиста выступает мама маленького ребёнка, чтобы расслабить малыша нужно проводить все упражнения в активном контакте-общении. Можно напевать песню, рассказывать сказку, включить классическую музыку, положить любимые игрушки. Нужно подстраиваться под своего ребёнка.

В основе всех массажных упражнений лежит поглаживание и лёгкая вибрация. С помощью последнего удаётся достичь расслабления мышц, которые находятся в гипертонусе. Поглаживания выполняют спиралевидными или круговыми движениями. Надавливания не должны быть сильными.

В том случае, когда логопедический массаж выполняется ребёнку больным ДЦП, нужно подобрать правильную позу. Она может быть такой:

  1. Лёжа на спине. Обязательно под голову нужно положить валик. Нижние конечности должны быть согнуты в коленях.
  2. Позиция эмбриона.
  3. На животе. В область груди ложится валик.

При выполнении массажа при ДЦП техника массажа направлена на релаксацию мышц языка. Дополнительно производится воздействие на скуловые мышцы, носогубную складку и подчелюстные мышцы.

Массаж с помощью ложек

Важным условием любого массажа является чистота рук и инструментов, которые специалист будет использовать во время выполнения процедуры. Логопедический массаж ложками выполняется при помощи обычных столовых приборов. Единственное условие: отсутствие узоров и прочих выступающих элементов на ложке, которые могут травмировать слизистую.

Для выполнения массажа потребуется взять 2 чайные ложки и несколько про запас на тот случай, если они будут падать на пол.

Родители должны понимать, что при проблемах с речью в массаже в большей степени нуждается язык, но без активизации всего речевого аппарата невозможно добиться должного результата. Все упражнения повторяются по 8 раз. Техника выполнения логопедического массажа ложками следующая:

  1. Поглаживание висков ребёнка выпуклой стороной ложки. Движения должны быть направлены по часовой стрелке.
  2. Лёгкое поглаживание глазных впадин округлой стороной ложки. Ложку ведут изначально вдоль надбровной дуги по направлению к внешнему уголку глаза. Возврат ложки осуществляется под глазом.
  3. Выпуклой стороной столовых приборов производится поглаживание щёк ребёнка.
  4. Спиральные движения выпуклой стороной прибора в области виска. В завершение можно сделать несколько лёгких нажатий (нужно быть очень аккуратным).
  5. Жевательные и подбородочные мышцы разминают круговыми движениями округлой стороной ложки.
  6. Кончиком столового прибора нужно «поскрести» по верхней, а затем по нижней губе. После этого делают частые нажатия.

При выполнении массажа у большей части детей наблюдается обильная саливация, поэтому необходима работа по преодолению слюнотечения:

  1. Научить детей хорошо жевать, глотать вначале на собственном примере. Можно выполнять сначала пассивное движение, брать ребёнка за подбородок и как бы делать жевательные движения вверх-вниз несколько раз в день. Для научения процессу глотания можно использовать соску. Сначала вкладываем её в рот малышу, потом нажимаем на неё, чтобы полилась жидкость, вытаскиваем и проделываем массирующие движения в области шеи пока ребёнок не сглотнёт. Стараться меньше давать малышу протёртую пищу, а чаще варёное мясо, сушки.
  2. Научить подсасывать слюну и почаще проглатывать слюну одним толчком перед выполнением упражнений.

Важно правильно завершить сеанс массажа. Для этого нужно погладить руками лицо и похвалить ребёнка. Хорошим заключением процедуры считается любимая игра или небольшой сюрприз в виде наклейки. Положительный настрой малышу будет гарантирован, и в следующий раз он будет без проблем соглашаться на процедуру, зная, что после неё последует вознаграждение.

При наличии глубоких патологий (ринолалия, ДЦП), касающихся речевого аппарата, самостоятельно предпринимать попытки исправить дефект не рекомендуется. Каждый ребёнок, как и его клиническая картина, индивидуальны и требуют особого подхода для развития речи, коррекции и лечения нарушений.

Логопедический массаж детям

Источник: https://OurKids.ru/narushenija/rech/logopedicheskiy-massazh/

Логопедический массаж для детей: как делают массаж языка для развития речи ребенка раннего возраста в домашних условиях и отзывы об этом

Как правильно выполнять логопедический массаж для детей?

28.09.2019

Сегодня, к сожалению, многие детки страдают недостатками речи, некоторым даже ставят различные диагнозы по нарушениям. Логопедический массаж для детей сопутствует не только правильной постановке звуков, но и является мощным стимулятором к началу говорения малышей.

Ведь тонус мышц новорожденных влияет на будущую речь. Поэтому при помощи массажа происходит расслабление лицевых мышц и тканей, что формирует правильную речь.

Логопедический массаж для детей в домашних условиях (языка, кистей рук)

Как он действует? Во время процедуры специалист руками или при помощи особой аппаратуры передает телу человека колебательные движения разной частоты. В результате таких манипуляций:

  • Раздражаются нервные рецепторы, расположенные в коже, активизируя деятельность рефлекторно связанных с ними внутренних органов.
  • Происходит воздействие на мышцы, волокна которых избавляются от напряжения и растягиваются. Как результат, ослабевают спазмы и зажимы, повышается работоспособность тканей.
  • Нормализуется функционирование сердечно-сосудистой системы: улучшается кровоток, стабилизируется артериальное давление. Причем вибрации небольшой частоты понижают, а высокочастотные, наоборот, повышают его, ускоряя сердцебиение.
  • В организме начинается усиленная выработка эндорфинов – особых веществ, помогающих избавиться от болевых ощущений.
  • Удаляются ороговевшие чешуйки эпидермиса, активизируется работа сальных и потовых желез, в несколько раз увеличивается приток кислорода и питательных веществ, что способствует улучшению внешнего вида и рельефа кожи.
  • Происходит стимуляция обменных процессов.
  • Размягчается и выводится из дыхательных путей накопившаяся в результате воспаления или инфекции мокрота.

Принимая во внимание эффективное оздоровительное действие, процедуру назначают при:

  • заболеваниях дыхательных путей: астме, бронхитах, эмфиземе легких, плеврите, пневмонии, кашле;
  • проблемах с кишечником и желудком: гастритах, дискинезии, воспалительных процессах;
  • патологиях опорно-двигательного аппарата: остеохондрозе, межпозвонковых грыжах, судорогах, спондилезе, последствиях переломов;
  • отклонениях в работе центрального и периферического отделов нервной системы: судорожных или заторможенных состояниях, невралгиях и даже параличах.

Вибрационную технику применяют для массажа различных участков тела, но для большей эффективности особое внимание уделяют болезненным и сегментарно-рефлекторным зонам, а также биологически активным точкам.

Известно, что при неумелом обращении даже самое эффективное лечебное средство может превратиться в яд. Массаж не является исключением. Не приступайте к процедуре, пока не пройдете тщательное медицинское обследование и не посоветуетесь с лечащим врачом. Только он поможет исключить наличие противопоказаний и подберет наиболее приемлемую для вас технику.

Обучиться выполнению ручного вибрационного массажа может любой желающий, главное – овладеть основными приемами воздействия и придерживаться особых правил проведения оздоровительной процедуры:

  1. Задайте наиболее подходящее положение телу пациента. Спину, живот и ноги лучше массировать лежа, грудную клетку – в коленно-локтевой позиции, остальные части тела – сидя.
  2. Не используйте косметические или массажные смазывающие средства: руки массажиста будут соскальзывать с поверхности кожи, что значительно ослабит лечебное воздействие.
  3. Начните процедуру с поглаживания и растирания. Эти движения разогреют ткани и подготовят их к более активной проработке.
  4. В основной части сеанса сочетайте технику непрерывной и прерывистой вибрации, чередуя ее с легким поглаживанием.
  5. Регулируйте силу колебания в зависимости от желаемого результата. Это можно сделать при помощи угла наклона пальцев: чем он ближе к 900, тем сильнее и глубже проработка поверхности.
  6. Массаж спины выполняется снизу вверх, исключая область позвоночника и почек.
  7. Воздействие на живот может быть вредно, поэтому прежде проконсультируйтесь с врачом. Нужно на 100% убедиться, что отсутствуют камни в почках и желчном пузыре. Во время процедуры движения направляют от пупка по часовой стрелке.
  8. Ноги и руки массируют, двигаясь от пальцев вверх.
  9. Заканчивают сеанс все тем же растиранием и легким поглаживанием.

Манипуляции можно совершать пальцами, кулаками  или ребром ладони. При этом применяются следующие приемы.

Непрерывная вибрация (выполняется не отрывая рук от тела пациента):

  1. Сотрясение:большим и указательным пальцами, расположенными с разных сторон массируемой поверхности, совершаем быстрые движения, немного смещая ткани. Рука при этом движется как если бы мы просеивали муку сквозь сито. Этот прием больше всего подходит для воздействия на руки, ноги, крылья носа, а также область шеи.
  2. Встряхивание:обеими руками берут кисть пациента, быстро и ритмично потряхивают ее. Мышцы конечности в этот момент должны быть полностью расслаблены. Такой прием позволяет усилить кровоток и дренажный эффект, а также согреть замерзающего человека.
  3. Подталкивание:похоже на встряхивание, но проводится с большей амплитудой движения.

Непрерывное воздействие важно выполнять грамотно, иначе массажист сам рискует заработать неприятные ощущения, мышечный спазм и сводящие пальцы судороги. Эти движения тренируют, воздействуя на небольшую поверхность, в центр которой ставят стакан с водой. При правильно выполненной вибрации, жидкость остается практически неподвижной, а в случае некорректного воздействия – выплескивается.

Прерывистая вибрация:

  1. Поколачивание:ритмично стучим по массируемому участку подушечками пальцев, каждый раз отрывая их.
  2. Похлопывание:легкие удары наносим слегка согнутой кистью. Образовавшаяся воздушная прослойка заметно смягчает воздействие. Такой прием прекрасно подходит для больших мышц спины, бедра или ягодиц.
  3. Рубление:ребрами обеих ладоней попеременно обрабатываем проблемную зону, чаще всего на спине или конечностях. Давление должно быть довольно интенсивным, но безболезненным.
  4. Пунктирование:массируем поверхность двумя или четырьмя пальцами, имитируя бой барабанных палочек. Эффективно для воздействия на зону головы, где практически отсутствует жировая клетчатка, в том числе на область вокруг глаз и подбородок.

Мануальный метод вибрационного массажа хорош тем, что специалист ощущает состояние тканей организма и имеет возможность корректировать интенсивность и менять приемы воздействия. Боль и неприятные ощущения в проблемной зоне уходят, как правило, уже через 2–3 сеанса. Целесообразность продолжения процедуры должен рассмотреть врач.

В домашних условиях также можно организовать сеансы аппаратной вибротерапии. Для этого достаточно приобрести один из массажеров, в широком ассортименте представленных на современном рынке медицинской техники.

Источник: https://ds10-lazorik.ru/prochee/kak-delat-logopedicheskij-massazh-dlya-detej.html

Логопедический массаж для детей в домашних условиях – враг речевых расстройств

Как правильно выполнять логопедический массаж для детей?

Любая мама мечтает, чтобы ее ребенок рос здоровым, умным, нормально развивался как физически, так и духовно. К сожалению, не все дети могут этим похвастаться. Из-за ряда причин встречаются различные нарушения развития, в том числе речевые расстройства.

Помочь с правильной постановкой речи и стимулировать ребенка к говорению может логопедический массаж для детей в домашних условиях.

Желательно, чтобы процедуры выполнял врач-массажист, но и родители, тщательно изучив методику, прислушавшись к рекомендациям логопеда, могут успешно проводить сеансы своему малышу.

Основные задачи логопедического массажа для детей

Основными задачами массажа являются:

  • корректировка сложных для произношения звуков;
  • приведение в норму показателей речевого дыхания для устранения неправильного произношения;
  • устранение психического напряжения;
  • исправление расстройств речи – затрудненного либо искаженного произношения звуков, слогов, слов (дизартрия), голосообразования и артикуляции (ринолалия), заикания;
  • снижение чрезмерного отделения слюны;
  • упрочение рефлекса глотки при произношении звуков;
  • совершенствование состояния голоса;
  • работа с дикцией, артикуляционным аппаратом.

При верно выбранном способе корректировки указанные задачи успешно выполняются.

Когда нужен логопедический массаж

Массаж показан при наличии:

  • функциональных ых патологий: незначительных либо с частичной утратой;
  • изменения тонуса артикуляционной мускулатуры — повышенного тонуса мышц лица, шеи, губ, языка, отвечающих за артикуляцию (спастичность), пониженного тонуса (гипотония), приводящих к проблемам при говорении;
  • гиперсаливации (непроизвольного, превышающего норму слюнотечения);
  • клонического и тонического заикания;
  • гиперкинезов ых связок, языка;
  • речевых патологий разного характера, задержек речевого развития;
  • дизартрии разных форм;
  • поставленного диагноза ДЦП.

Справка: детские речевые нарушения могут быть как врожденными, так и приобретенными.

Не устраненные в детском возрасте дефекты впоследствии могут создать большие проблемы при устройстве на работу, в общении с людьми.

Какие проблемы исправляет массаж

Логопедический массаж не только исправляет дефекты речи, дикцию, избавляет от заикания, дизартрии, делая произношение более четким. Он борется и с другими проблемами:

  • нарушением тонуса и моторики речеобразующего аппарата;
  • слабостью выдоха, его недолгой продолжительностью;
  • неразвитой мелкой моторикой рук;
  • трудностями в достижении ритмичности между движениями рук и дыханием;
  • нарушением голоса (ребенку тяжело говорить, в процессе говорения он быстро устает, произносит слова тихо, указывает на ощущение комка в горле, першение, боль);
  • психологическим напряжением.

Массаж может выступать в качестве самостоятельного способа исправления речи или сочетаться с ой, дыхательной, артикуляционной гимнастикой.

Противопоказания

Противопоказаниями к назначению логопедического массажа могут послужить:

  • простудные заболевания, ОРЗ, ОРВИ;
  • герпесные высыпания на лице, губах;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • злокачественные новообразования;
  • открытая форма туберкулеза;
  • воспалительные процессы в ротовой полости (стоматит, гингивит и др.);
  • увеличение лимфоузлов;
  • воспаление глаз (конъюнктивит);
  • кожные заболевания, сыпь, чирьи, грибок;
  • заболевания горла;
  • повышенная хрупкость капилляров;
  • травмы лица, ротовой полости, языка;
  • эпилепсия.

При устранении причины противопоказания массаж может быть назначен через 10 дней.

Простой массаж для рук

Каждый палец связан с определенным органом, вследствие чего воздействие на руки оказывает влияние и на другие участки тела. Самостоятельно выполнять массаж рук необходимо в следующей последовательности:

  1. Помойте руки с мылом. Продезинфицируйте специальным средством. Разотрите в руках немного детского или массажного крема.
  2. Помассируйте каждую фалангу мизинчика, начиная от ногтя и двигаясь вниз, до основания ладони. Выполнять можно одновременно на 2-х руках. Повторите процедуру на остальных пальцах.
  3. Выполните надавливания на подушечки пальчиков 3-10 раз. Сначала выполняйте легкие надавливания, затем постепенно усильте нажим.
  4. Указательным пальцем выполните круговые поглаживающие движения по ладони в направлении по часовой стрелке. Предложите ребенку самому помассировать ладошки, произнося при этом стишок «Сорока-белобока».
  5. Нарисуйте указательным пальцем на ладони спираль. Начните с края ладони и двигайтесь к центру.
  6. Используйте кольцевой массажер. Наденьте и снимите его с мизинца. Повторите на других пальчиках.
  7. Прижмите маленьким резиновый мячик с шипами к ладони. Покатайте его по ладошке, начиная от запястья и доходя до кончиков пальцев. Можно использовать массажную щетку.
  8. Насыпьте в емкость крупу разной формы и размера. Опускайте в нее пальцы ребенка.

Массаж для рук абсолютно безопасен для малышей.

Важно! Прежде, чем начать процедуру, обязательно избавьтесь от длинного маникюра – он может поранить нежную детскую кожу!

Как делать логопедический массаж языка

Не всегда удается сразу выполнить этот вид массажа, особенно малышам. Для расслабления корня язычка необходимо предварительно помассировать крайние точки нижней челюсти, мышцы шеи, плеч, подчелюстную ямку. Далее:

  • захватив кончик языка рукой, подвигать его горизонтально, вертикально, вперед, назад;
  • вытянув язык изо рта, большим пальцем правой руки поглаживать его от кончика до корня продольно, поперек, по кругу, по краям, левой придерживая снизу через салфетку;
  • продолжая удерживать язык, большим и средним пальцем поглаживать сверху и снизу;
  • произвести похлопывания, надавливания;
  • помассировать уздечку язычка, двигаясь вверх и вниз;
  • взять несколько кусочков чистой ткани разных структур, поглаживать ими язык;
  • зубной щеткой с мягкой щетиной поводить по языку, словно прорисовывая буквы.

Во время выполнения упражнений используйте медицинские перчатки.

Совет: если при прикосновениях к языку у ребенка возникают позывы к рвоте, выполняйте упражнения только на кончике языка, не вынимая его изо рта. Постепенно захватывайте все больший участок языка, понемногу вытягивая его наружу.

Как делать логопедический массаж губ

Губы массируют следующим образом (по 8-10 раз каждое упражнение):

  • энергично проведите указательными пальцами по носогубным складкам сверху-вниз;
  • указательными пальцами выполните растирающие движения от ложбинки верхней губы до уголков губ, повторите для нижней губы;
  • щипайте обе губки от угла к углу большим и указательным пальцами;
  • указательным пальцем совершите круг над губами постукивающими движениями по часовой стрелке, постепенно усиливая постукивание;
  • пальцами соберите сначала одну, потом другую губу в гармошку.

Перед выполнением техники желательно посмотреть, как это получается у профессионала.

Логопедический массаж ложками

Массаж выполняется 2-мя пластмассовыми либо силиконовыми ложечками:

  • погладьте несколько раз губы выгнутой частью ложек;
  • выполните движения ложечками по губам по кругу;
  • слегка придавите носогубную складку кончиком ложечки;
  • поскребите ложками по губам;
  • выгнутой частью по кругу помассируйте щеки и подбородок;
  • повторите для висков, на верхнем и нижнем веке;
  • разотрите скулы, область между бровями.

Завершите всю процедуру массирования, нежно поглаживая голову, щеки, лицо малыша. Скажите, какой он молодец.

Логопедический массаж необходимо выполнять очень осторожно, без причинения ребенку неудобства. Для положительных результатов сеансы должны вызывать у детей только положительные эмоции.

 — массаж губ и языка для детей

Источник: https://sila-massazha.ru/logopedicheskij-massazh-dlya-detej-v-domashnih-usloviyah/

Здоровье детей
Добавить комментарий